Фото крупным планом
Фото с близкого расстояния завораживает. Но использовать для приближения цифровой зум, которым оснащено большинство камер, не стоит. Цифровой зум следует воспринимать исключительно в качестве рекламного хода производителей фототехники. У него, разумеется, есть свои достоинства, но из-за реализации - только теоретические. Оптическое увеличение на дешевых объективах заметно усиливает аберрации. Увеличение цифровое, основанное на интерполяции, пожалуй, могло бы приблизить объект без оптических погрешностей, если бы не одна деталь. Цифровой зум обычно включается на максимальной величине значения оптического. Когда камера имела бы не 10-х оптических, а 40-х, эти аберрации были бы на 40-х просто ужасными, гораздо хуже, чем 10-х оптики и 4-х "цифры". Но выбора-то у фотографа нет. Поэтому цифровой зум практически бесполезен на практике.
С близкого расстояния можно передать выразительность собачьих глаз. Лишние детали отброшены - восприятие зрителя не находит того, что мешало бы восприятию глаз.
Съемка с дальнего расстояния показывает глубину пространства. Однако следует помнить, что попадающие в кадр второстепенные объекты перегружают композицию и отвлекают внимание. Такой способ в основном подходит для съемки пейзажей, например урбанистических. Съемка панорамная, сделанная с большой дистанции, выглядит естественно, и "склеивать" снимки гораздо легче.
Большинство фотоснимков делается на уровне глаз. Точно с такой высоты мы воспринимаем мир, следовательно, фотоснимки будут выглядеть органичнее для зрителя. Высокая точка фотосъемки дает возможность охватить значительное пространство, передавая простор. Низкая позиция, напротив, позволяет подчеркнуть динамику и глубину сюжета. При съемке снизу нужно быть очень осторожным - многие формы при подобном ракурсе искажаются. И фигура и лицо человека может измениться сильно, причем не в лучшую сторону.
Специфика зрительного восприятия
Глаз человека - точный и архисложный инструмент. Чтобы получить естественный и красивый снимок, надо иметь представление, как глаз зрителя будет его анализировать. Обычно мы скользим по окружающему миру взглядом, постепенно изучая детали. Глаз в первую очередь анализирует линии контура, а потом более подробно изучает изогнутые части. С этим связано понятие фотогеничности людей. Человек с резкими чертами лица смотрится на снимках особенно эффектно, из-за того, что взгляд цепляется за каждый поворот контура. В случае мягких черт лица взгляд соскальзывает с линий, из-за чего интерес к модели быстро пропадает.
Размеры фотографии меньше оригинала, поэтому стандартные картины на них непривычны восприятию. Взгляд зрителя, направленный в точку, в состоянии обозреть фото целиком и это неестественно. Для придания композиции масштабности, нужно управлять взглядом зрителя.
Все привыкли читать слева – направо, сверху - вниз, что естественно. Это существенно, но отражается на восприятии. Когда на снимке одинаковые или похожие детали, то доминировать будет расположенный слева. Объект, расположенный в области верхней части снимка, воспринимается тяжелее того, который находится ниже. Более длинной кажется вертикальная линия, чем горизонтальная равной длины.
Текст: Василий Чапов, добавлено: 8 января 2013