Особенные свойства линий в фотографии
"Фотография" – слово греческое. В переводе на русский язык эквивалентно слову "светопись". Технические особенности фотографического процесса прямо отражены в названии. Основу фотографии составляют линии. Зрители думают и чувствуют, воспринимая эмоциональность и динамику сюжета на основе тональности.
Контуры объектов на снимке - это линии силы. Они проявлены сильнее на черно-белых снимках, так как взгляд не отвлекается большим количеством цветов. Этот эффект используется в художественной фотографии часто. Профессионалы часто делают черно-белые снимки по этой причине.
Опытный фотограф с помощью линий управляет взглядом зрителя, фокусируя его на важных деталях снимка.
Композиция этого снимка включает четыре отдельные области: небо, скалы, пляж, вода. Линия прибоя чётко отделяет пляж от воды. Линия горизонта мягко отделяет воду от неба. На фотоснимке эти стихии существуют независимо. Скалы соединяют их, становясь связующей основой композиции.
Эмоциональная окраска каждого типа линий различна. Это чувствуется на подсознательном уровне. Вы легко убедитесь, в сильном влиянии линий. Активность и быстроту выражает прямая линия. Однако, если она горизонтально расположена, то создается впечатление умиротворенности и покоя. В качестве очевидного примера рассмотрим линию горизонта. Она очень статична. Слабо изогнутые линии показывают вялость и расслабленность. Берега большинства водоемов выглядят таким образом. Взгляд останавливается на изогнутых линиях. Они придают эффект замедления всей композиции. Спираль выражает большую жизненную силу и напряженность. "Закрученное" тело модели воспринимается гораздо эффектнее за счет спиральных линий. Волнообразные линии определяют ритм снимка. Когда они параллельны, эффект возрастает, добавляя композиции текучесть и неустойчивость. Попытайтесь проанализировать свои фотоснимки, чтобы убедиться в правильности этих слов.
Взгляд зрителя управляется линиями силы. Верное их использование создает объем на плоскости фотографии. Сходящиеся вдали параллельные линии прекрасно выявляют перспективу. Дорога на этом снимке уводит зрителя на дальний план кадра, придавая ощущение бесконечности композиции.
А вот при неверном использовании линии часто оказывают медвежью услугу, отвлекая зрителя от главного объекта съемки. Здесь целью фотографа был Московский Кремль, однако линии берегов уводят взгляд вправо. Композицию спасает теплоход, связывая реку и кремль.
В жизни очень часто встречаются плавные линии и фотографу следует об этом помнить. Линия берега делит фотоснимок на две похожие по размерам части. Если каждая из них воспринимается отдельно, то вся композиция разрушается. Горизонталь делает снимок скучным.
Использование диагоналей позволяет сделать снимок привлекательным. Мажорная диагональ (ее также называют восходящей) тянется от левого нижнего угла до правого верхнего. Композиция, основанная на ней создает позитивные эмоции. Перемещение вверх вдоль восходящей диагонали получается легким и очень быстрым.
В случае с минорной (или нисходящей) диагональю наоборот. Движение вверх вдоль неё нагнетает напряженность, а движение вниз - создает легкость.
Здесь минорная диагональ доминирует в композиции. Сюжет сам довольно неярок и создает у зрителя устойчивое ощущение одиночества.
Текст: Василий Чапов, добавлено: 17 января 2013