Сухие желатиновые бромсеребряные слои
В 1871 году доктор Ричард Лич Мэддокс (1816-1902) из Англии предложил для изготовления «светочувствительной жидкости» применять желатин — белок, получаемый из кожи и костей крупного рогатого скота, быстро набухающий в воде и проницаемый для различных водных растворов. При нагреве он плавится, а после охлаждения снова студенится. В мягком режиме сушки образует пленки, хорошо набухающие в холодной воде.
Р. Меддокс случайно открыл, что если в подогретые желатиновые растворы сначала ввести нитрат серебра, а затем добавить бромид или йодид калия, то приготовленные «светочувствительные жидкости», в фототехнологии называемые «фотографическими эмульсиями», приобретают светочувствительность многократно выше, по сравнению с известными до сих пор светочувствительными системами.
Эмульсиями называют системы, где дисперсионная среда и дисперсная фаза присутствуют в виде жидкостей. Системы, содержащие твердую дисперсную фазу (кристаллы галогенида серебра), и дисперсионную среду в жидком состоянии называют суспензиями. Причем, в случае если желатиновый раствор с образовавшимися микрокристаллами галогенида серебра некоторое время нагревать, то светочувствительность слоя эмульсии возрастает в тысячи раз.
Такое случайно обнаруженное ценное свойство желатина привело в результате к тому, что до настоящего времени все фотоэмульсии приготавливаются преимущественно на основе желатина. Открытие желатина стало большим шагом в развитии фотографии, создав широкую базу для промышленного производства фотоматериалов.
Следующим важным шагом, открывшим новые возможности фотографии, стало открытие химика Германа Вильгельма Фогеля (Германия, 1834-1896) обнаружившего в 1873 году, что введение в галогенсеребряные эмульсии некоторых красителей вызывает расширение светочувствительности галогенидов серебра из фиолетовой к длинноволновой области светового излучения.
Это явление было названо оптической или спектральной сенсибилизацией, обеспечив прогресс цветной фотографии. Наряду с совершенствованием фотоэмульсий шли работы по поиску новых подложек светочувствительных эмульсионных слоев.
Все негативные материалы до 80-х годов 19-го века готовили только на стеклянных подложках, что создавало большие трудности в полевых условиях. Оценивая вклад русских ученых в развитие фотографии как науки, необходимо упомянуть имена многих соотечественников.
Текст: Василий Чапов, добавлено: 9 ноября 2013