История развития фотографии
Важные научные открытия и изобретения обычно рождались после длительных наблюдений и экспериментов ученых. Фотография возникла в начале 19 века. Официально датой её изобретения считается 7 января 1839 года-день публикации способа получения изображения с помощью солей серебра француза Луи Жака Дагерра в Парижской Академии наук. Слово «фотография» было предложено 14 марта 1839 года. астрономом из Англии Д. Гершелем. Этот термин впоследствии стал общепризнанным и сохранился по наши дни. На греческом языке photos — свет, grapho— пишу. Соответственно слово фотография переводится как «светопись».
Сегодня фотография это большая область в науке, технике и искусстве, связанная с автоматическим получением изображений объектов окружающего мира и удобное средство регистрации различных излучений, сопровождающих протекание и физико-химических процессов. Потребовалось больше ста лет работы множества коллективов исследователей, для достижения современного совершенства фотографии как метода регистрации информации.
Дагерротипия
Первые попытки получить изображения с помощью камеры-обскуры предпринимались в 1802 году англичаниномТомасом Веджвудом и Гемфри Дэви, путем экспонирования в камере обычной бумаги, пропитанной растворами нитрата серебра и хлорида натрия. С помощью листов такой бумаги, в порах которой получался в результате химической реакции хлорид серебра, получали изображения различных фигур. Эксперименты были свернуты, вследствие длительности экспонирования (несколько часов), и недолговечности получаемых малоконтрастных изображений исчезавших полностью при рассмотрении на свету.
Несколькими годами позже во Франции разработку метода получения изображений на светочувствительных веществах начал Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833).
Испытывая различные светочувствительные соединения, он обнаружил, что если кристалллический йод подвергнуть нагреть, а затем пары его десублимировать на серебряной пластинке, то пластинка становится светочувствительной.
Камера-обскура представляла собой ящик с отверстием в стенке. Будучи направлена на какой-нибудь объект, камера позволяла увидеть на противоположной от отверстия стенке перевернутое изображение объекта. Изобретение камеры-обскуры приписывают Леонардо да Винчи, гениальному итальянскому ученому, мыслителю и художнику XV века, рекомендовавшему пользоваться ею для рисования.
Ж.Н.Ньепс не понимал, что у него образовывался светочувствительный йодид серебра. Учитывая слабую контрастность изображения, Ж. Н. Ньепс сделал вывод о непригодности иода для получения изображений предметов с помощью света. Это стимулировало Ж. Н. Ньепса исследовать асфальт-смолу природного происхождения, обладавшего хорошей растворимостью в растительном лавандовом масле. Светочувствительный раствор он наносил тонким слоем на цинковые или оловянные пластинки, которые позже экспонировали в камере-обскуре с линзой. Под действием света асфальт отверждался. В лавандовом масле растворялся асфальт в участках, где не воздействовал свет.
Затем цинковая пластина протравливалась в азотной кислоте и после этого остатки смолы удалялись.
Полученные таким образом углубления в пластине заполнялись типографской краской. Прижав сверху лист бумаги, получали одноцветные позитивные изображения.
Несмотря на очень малую светочувствительность процесса, (выдержка на солнечном свету достигала 8 часов!), Ньепс считал, что его процесс мог быть успешно применен для производства типографских клише рисунков, картин чертежей. Он опубликовал свое открытие в 1825 году, назвав его гелиографией. Однако этот процесс, как фотографический метод, развития и распространения не получил. Ж. Н. Ньепс первым получил фотоизображение на светочувствительном материале в камере-обскуре.
Оригинальная цинковая пластина, покрытая светочувствительным асфальтом, Ж. Н. Ньепса, экспонированная им 8 часов, хранится в Техасском университете США.
Текст: Василий Чапов, добавлено: 28 октября 2013