Дагерротипия
Одновременно с Ньепсом, в те же годы, в Париже, художник Луи Жак Манде Дагерр
Луи Жак Манде Дагерр художник, изобретатель дагерротипии, изготовил диораму, представлявшую собой ряд картин на ленте холста больших размеров, закрепленного на вертикальных валах. Перематывая ленту, Л. Ж. Дагерр демонстрировал пейзажи зрителям, применяя разные приемы подсветки. Это было популярным зрелищем парижан. За короткое время диорама неоднократно горела, и Дагерр потратил много сил на ее ремонт. Одновременно он искал способ ускорения рисования больших полотен. Посетив в Париже мастерскую оптика Шевалье, Дагерр узнал об опытах Ж. Н. Ньепса со светочувствительными веществами, позволяющими регистрировать изображения.
В 1827 году Ньепс с Дагерром заключили договор о сотрудничестве. В 1833 году умер Ньепс, а Дагерр по договору унаследовал оборудование и дневники экспериментов. Повторив опыты Ж. Н. Ньепса с возгонкой йода на серебряные пластинки, Дагерр получил четко видимое изображение предмета съемки. Седьмого января 1839 года секретарь Французской академии наук, физик Франсуа Араго сообщил об успехах художника Дагерра, получившего с помощью световых лучей прочное изображение на серебряной пластинке в камере-обскуре. Тридцатого июля 1839 года химик Гей-Люссак сообщил пэрам о великом будущем, ожидающем изобретение Дагерра, и Французская палата депутатов приобрела его в собственность государства, назначив пожизненную пенсию Дагерру шесть тысяч франков в год, и наследнику умершего Ньепса Исидору Ньепсу в размере четырех тысяч франков.
В 1839 году способ был опубликован с названием дагерротипия.
Это изобретение стало ключом для последующего развития фотографии. Суть процесса состояла в следующем. Медную пластинку, покрытую с одной стороны тонким слоем серебра, отполированную до зеркального блеска, помещали в особый ящик. Снизу ящика под полированной стороной пластины помещали чашку с кристаллическим йодом, которую подогревали. Иод возгонялся и пары его десублимировались на полированной стороне посеребренной пластины. Йод реагировал с серебром, а пластина, покрываясь тонким слоем йодида серебра, приобретала светочувствительность. Такая пластина экспонировалась затем в камере-обскуре с линзой. После чего пластину помещали в исходный ящик, но в чашку наливали уже ртуть и подогревали. Пары ртути осаждались только в тех местах поверхности экспонированной пластины, где подействовал свет, создавая отчетливое позитивное изображение сфотографированного объекта.
Достижение Л. Ж. Дагерра состояло в разработке способа превращения скрытого фотоизображения в видимое. Суть явления, которое Л. Ж. Дагерр не мог объяснить, заключалась в разложении йодистого серебра под действием света с выделением микрочастиц свободного серебра, на которых сорбировались пары ртути. Проявленная парами ртути пластинка обрабатывалась несколько часов раствором поваренной соли для удаления остатков йодистого серебра, из участков, где не было действия света. Позднее удалось существенно ускорить удаление неэкспонированного йодистого серебра использованием тиосульфата натрия, предложенного астрономом Д. Гершелем.
Дагерр рекомендовал свой процесс для получения портретов. Выдержки достигали при освещении солнцем 15 мин, вследствие малой светочувствительности йодида серебра. Что было неудобно. Для устранения этих трудностей проводились работы в направлении усовершенствования процесса дагерротипии, по повышению яркости оптического изображения, создаваемого камерой-обскурой, и увеличению светочувствительности фотопластинок. Потребовалась разработка светосильных оптических систем, без аберраций, ахроматических линз, которые склеивались из двух стекол. Простое повышение светосилы линз в камере-обскуре сильно ухудшало качество снимков из-за аберраций оптических систем. Для сенсибилизации полированных серебряных пластинок позже стали использовать смесь йода с небольшой добавкой брома, что повышало светочувствительность в несколько раз. Эти меры привели к сокращению выдержек в пять раз. В результате дагерротипия получила широкое распространение, как быстрый и дешевый способ создания портретов.
Правда оставались недостатки: изображение было хорошо видно только под определенным углом; требовалась дорогая серебряная пластина; была невозможна моментальная съемка из-за малой светочувствительности; ртуть, использовавшаяся для визуализации изображения, весьма ядовита; само изображение неустойчиво, из-за постепенного разложения амальгамы с выделением ртути; изображение получалось в одном экземпляре, причем зеркально-обращенным. Замена серебряных пластин на стеклянные с тонким слоем металлического серебра сильно удешевила процесс.
Текст: Василий Чапов, добавлено: 28 октября 2013