Фотопортреты Сергея Левицкого
Первая дагерротипная фотомастерская открылась в Санкт Петербурге в конце 1841 года на Никольской улице (современное название улица Глинки) компаньонами Фоконье и Давиньоном. Первым русским дагерротипистом-профессионалом был живописец Перский, работавший в фотоателье на Разъезжей улице Санкт-Петербурга.
Значительный вклад в развитие техники портретной фотосъемки в России сделал Сергей Левицкий. Он купил у А. Грекова один дагерротипный аппарат в1839 году и начал заниматься фотографией. Первые фотографии С. Левицкий сделал на Кавказе, работая в составе Государственной комиссии, участником которой был также химик Академии наук России Ю. Ф. Фрицше, отвечавший за развитие фото в России. Кстати, изучив способ Фокса Тальбота, Ю. Фрицше существенно его улучшил, применив в качестве проявителя аммиак, что фактически стало первым научным исследованием в фотографии, сделанным в России.
С. Левицкий в командировке по Кавказу сделал удачные дагерротипы видов Кисловодска и Пятигорска. Некоторые из этих дагерротипов попали к Венсену Шевалье, оптику, у которого С. Левицкий купил фотообъектив для камеры-обскуры. Восхитительные дагерротипы С. Левицкого В. Шевалье представил на выставке в Париже и получил золотую медаль за них. Для усовершенствования технической квалификации в дагерротипии, С. Левицкий уехал в Италию в 1845 году, где снимал виды Рима, портреты русских художников, проживавших в Италии.
Возвратившись на родину, он стал фотографом профессионалом, и в октябре 1849 года, открыл «дагерротипное заведение» «Светопись» в Петербурге, недалеко от Казанского собора. После открытия мокрого коллодионного процесса Скоттом Арчером в 1851 году, С. Левицкий первым в России освоил фотографирование на стеклянные фотопластинки с печатью на фотобумагу и достиг хорошего качества.
На Всемирной выставке 1851 года в Париже С. Левицкий получил золотую медаль за серию портретов на фотопластинках. Отметим, что это первая золотая медаль, врученная на Всемирной выставке за фотоработы. С. Левицкий возвращается в Париж в 1859 году и открывает фотосалон, который, по оценке журнала «Фотограф», № 3-4 за 1864 год, являлся лучшим фотозаведением Парижа.
С. Левицкий первым начал изображать объект съемки на фотографиях в двух позах, часто в разной одежде. К примеру, на фото человек беседовал с самим собой, пожимал сам себе руку, играл на фортепиано, слушая свою игру и др. Когда С. Левицкий работал в Париже, он одним из первых в Европе ввел декоративные фоны, что было интересной инновацией. Кроме этого, он применял ретушь негативов для уменьшения технических погрешностей, позднее на страницах журнала «Фотограф», № 3 1880 года, выступал против избыточного ретуширования.
С. Левицкий возвратился в Петербург, где в 1867 году открыл фотоателье, создал богатейшую галерею портретов знаменитых русских общественных деятелей, художников, писателей.
Текст: Василий Чапов, добавлено: 14 ноября 2013