Основатель российского фоторепортажа Максим Дмитриев
Дмитриев Максим Петрович – русский фотограф, основатель жанра фоторепортажа и фотожурналистики, участник Русского общества фотографов, родился 21 августа 1858 года, в селе Повалишино, Кирсановского уезда Тамбовской губернии.
Карьеру фотографа Дмитриев начал в возрасте 14 лет, отправившись из родной деревни на заработки в Москву. Он начал работать подмастерьем у Михаила Настюкова, в его фотоателье. Юноша быстро начал осваивать основы мастерства, и просто влюбился искусство фотографирования.
В 1874 году Дмитриев и его наставник отправляются на знаменитую ярмарку в Нижнем Новгороде, это путешествие сыграло большую роль в судьбе будущего фотокорреспондента. В городе Максим Петрович встречается с Андреем Осиповичем Карелиным, весьма известным фотографом, который через несколько лет предложил Дмитриеву стать его помощником.
Для начинающего фотографа это был бесценный опыт и хороший заработок, и в 1887 году Дмитриев открыл собственное фотоателье. Большая конкуренция не испугала мастера, здесь весьма пригодилась его деловая хватка, благодаря ей и таланту фотографа, заведение очень скоро стало приносить большую прибыль.
Но несмотря на успех, Дмитриев не получал от работы морального удовлетворения. Ему не хотелось весь день сидеть в замкнутом помещении, ему хотелось выйти на улицу, хотелось снимать людей и природу. Но в то время это было не так-то просто. Максиму Петровичу приходилось очень рано вставать, укладывать оборудование, пластины и химикаты в специально построенную для этого тележку и отправляться в дорогу. За день фотограф проходил более десятка километров, но потраченные усилия стоили полученных результатов.
В 1889 году работы Дмитриева высоко оценили на Всероссийской выставке в Москве. По словам одного из экспертов, в работах фотографа были представлены прекрасные пейзажи окрестностей Нижнего Новгорода, живописные пейзажи Волги, при взгляде на которые смотрящие просто любовались плещущей водой, не думая о том, что перед ним лишь картина.
Да, пейзажи Дмитриева пользовались успехом, а вот репортажные снимки были оценены не так однозначно. Известный фотолюбитель, граф Ностиц был весьма удивлен изображениями французских арестантов на постройке. Он заявил, что хорошие полутона на рубахах заключенных еще не повод выставлять такие работы. Но подобное отношение ничуть не смутило фотографа. В 1891 году, когда закончилась засуха на Поволжье, Дмитриев вместе со всем оборудованием отправился в путешествие по Поволжским селам и деревням. В результате такой поездки, в 1893 году был выпущен альбом «Неурожайный 1891–1892 год в Нижегородской губернии. Фотографии с натуры М. Дмитриева», напечатанный фотографом в своей же мастерской. В России этот альбом без красивых портретов и пейзажей стал первым изданием репортажных фотографий, которые рассказывали о народном несчастье, тяжелой жизни после засухи и мучениях обычных людей. Даже во всем мире аналогов этому альбому нашлось в то время не много.
К началу XX века Дмитриев был в числе самых знаменитых российских фотографов, лауреат отечественных и заграничных выставок фотографии.
С приходом революции пришел конец процветанию фотоателье Максима Петровича. Поскольку в его мастерской трудились более десятка наемных рабочих, из талантливого фотохудожника и фотожурналиста Дмитриев превратился в буржуя и эксплуататора. К тому времени фотограф был уже совсем не молод, но все же продолжал работать, фотографировал сотрудников обкомов и крайкомов, участников разных съездов и конференций, а также ударников производства.
Последние годы Дмитриев прожил в полном забвении. Умер он в 1948 году, в возрасте 90 лет. Его смерть отметили небольшим некрологом в одной из местных газет.
Текст: Александр Попов, добавлено: 11 ноября 2013