Патриарх архитектурной фотографии России
Иван Федорович Барщевский – великий фотограф, творивший с помощью стеклянных негативов, родился в далеком 1851 году, 16 апреля в городе Санкт-Петербурге в бедной семье. Его считают одним из тех, кто положил начало фотографированию как искусству на Руси. Отец Ивана был городским чиновником. Денег в семье никогда не было в достатке. Практически с самого детства юный Барщевский начал увлекаться фотографией, и даже работал в студии К. И. Бергамаско – придворного фотографа, совмещая при этом посещение «рисовальных классов» знатного художника В. И. Григоровича, который, в свою очередь, прославился как издатель журнала «Изящные искусства».
В 1877 году Барщевский переезжает в город Ростов, где открывает собственную фотомастерскую, а впоследствии выполняет серию фотографий сокровищ Ростовской земли, а именно старинного памятника, который в скором времени мог разрушиться.
Безусловно, Ивана можно отнести к тем фотографам, которые любили точность и сохранение стереотипов в своих фотографиях. Поэтому он хотел, как можно точно донести в своих работах естественность исторических и культурных памятников, фотографируя их с различных ракурсов. Благодаря тому, что Барщевский сумел усовершенствовать свой фотоаппарат с размером кассеты 18 х 24 см, ему не приходилось увеличивать фотографии для печатных изданий. Таким образом, изображение получалось четким и качественным. Фотографии, сделанные Иваном в Ростове, очень заинтересовали Забелина И. Е., Уварова А. С. и многих других хранителей старины.
Через 2 года Иван Федорович начал посещать Ярославль, фотографируя различные древности и местные храмы, а через несколько лет и вовсе перебрался в Ярославский край.
Спустя некоторое время Барщевский получает звание – «Фотограф Исторической Академии художеств», а еще позже начинает сотрудничать с Императорской археологической комиссией и археологическим сообществом Москвы, а также с некоторыми знатными исследователями древней архитектуры Руси, такими как: Суслов В. В. и Султанов Н. В. В это время Барщевский выпускает несколько серий фиксационных фотографий древних храмов Москвы, а также всего «Золотого кольца». А еще посещает для съемок Галич, Вологду, Астрахань, Муром и даже Кавказ, используя в работе фотокамеру 18 х 24 см с кассетой собственного изобретения. Мало того, Иван Федорович совмещает со съёмочными компаниями руководство над мастерской художественных моделей.
Через пару лет Барщевский загорается идеей попробовать поработать за пределами Родины и в 1891 году отправляется в Палестину и Сирию вместе с Кондаковым Н. П., где Иван запечатлевает на века раннехристианское искусство, сделав около 1000 качественных фотографий, большинство из которых впоследствии были опубликованы. Но через 5 лет Тенишева М. К. приглашает, уже знаменитого на весь мир, фотографа в Смоленск для того, чтобы Иван возглавил музей «Русская старина» расположенный в Талашкино и художественно-промышленную школу.
Но судьба расположилась так, что Барщевский в 1900 году переезжает в Париж и участвует в создании русского отдела, в рамках всемирной парижской выставки. Уже через 7 лет Ивана Федоровича удостаивают премии Французской академии. Но сущность и ностальгия снова берут верх над Барщевским. Он возвращается в Смоленск и работает в органах по управлению музейным делом. В это время, в 1912 году, выходит полный каталог фотографий Ивана Федоровича – одного из основателей фотоискусства России.
За два года до смерти Барщевский получил звание заслуженного деятеля искусств СССР, а в 1948 году его не стало. Похоронили Ивана Федоровича возле храма Иоанна Предтечи, расположенного в селе Дьяконово на Дьяковском кладбище.
Текст: Александр Попов, добавлено: 11 ноября 2013