История развития фотографии в России
Научные материалы по фотографии после смерти И. Гамеля унаследовал его племянник Вильгельм Гамель, проживавший в Петербурге. Все документы в 1863 и 1868 годах были переданы Академии наук России, за что Вильгельму Гамелю по ходатайству Академии в 1869 году был вручен орден Станислава. Архивы академика И. Гамеля включали в себя 168 документов, среди которых доклады астронома и физика Доменико Франсуа Араго Парижской Академии наук в начале 1839 года, а также перед Палатой депутатов Франции от 3 июля 1839 года, где мировой общественности было сообщено об изобретении Луи Жаком Дагерром фотографии.
Вначале переписка И. Гамеля с документами была сдана в библиотеку Академии, а позже в Архив Академии, где долго оставались малоизвестны.
Что касается творческого вклада русских фотоспециалистов, то спустя несколько месяцев после широкого объявления об открытии дагерротипии больших успехов достиг гравер и изобретатель из Москвы Алексей Федорович Греков (1800-1855). Для большей долговечности дагерротипного изображения А. Греков предложил покрывать серебряную пластину тонким слоем золота, применяя для этого гальванопластику, изобретенную русским электрохимиком Б. С. Якоби. Для упрочнения дагерротипа пластину покрывали тонким слоем золота, а это повышало качество изображения и его сохранность.
Помимо этого, А. Грековым первым в мире было предложено методом гальванопластики покрывать слоем серебра медные и латунные пластины, что делало дагерротипию дешевой и доступной большому числу людей. В газете «Московские ведомости» за май-июнь 1840 года А. Греков опубликовал ряд статей, о способах упрочнения изображений на металлических пластинах, опередив почти на два месяца француза Ипполита Физо, сообщавшего о похожих опытах в публикациях Французской Академии наук.
Об удивительных изобретениях А. Грекова писала Петербургская газета «Посредник», № 43 за 1840 год;. № 26 за 1841 год, а также ноябрьский «Журнал Французской Академии наук» в 1840 году.
Опытом А. Грекова по получению дагерротипов с прочным изображением, без зеркального блеска, изготовленных на латуни и меди, сильно заинтересовался Марен Дарбель, француз, приехавший для изучения технологии специально в Москву. О дагерротипии М. Дарбель письмом сообщал академику Франсуа Араго, с приложением к письму дагерротипов. В свою очередь, Д. Араго доложил об изобретении А. Грекова Французской Академии наук, и опубликовал информацию об этом в периодическом издании «Comptes Rendus des Seances de l'Akademedes Sciences», за 1840 год, в № 20.
А. Греков усовершенствовал сам процесс приготовления светочувствительных пластин для дагерротипии, что позволяло получить фотопластинки за 12 часов до съемки, и было большим достижением в фотографии того времени.
Помимо техники дагерротипии, А. Греков первым в России освоил и метод Фокса Тальбота по получению изображений на светочувствительной бумаге, что стало широко известно 25 мая 1840 года из газеты «Московские ведомости». В 1841 году А. Греков издал книгу « Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут».
Греков летом 1840 года открыл первый отечественный «художественный кабинет» портретной фотосъемки, оборудованный креслом с подушечками для фиксации головы человека. Это позволило получать четкие фотографии, тогда как у других фотографов многие фото были неудачными из-за 2-5 минутных выдержек при фотосъемке.
Благодаря большому значению изобретений А. Грекова, его имя заняло достойное место в ряду имен первооткрывателей фотографии.
Текст: Василий Чапов, добавлено: 9 ноября 2013