Другой Стэнли Кубрик или из фотографии – в кино
С поговоркой «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» вряд ли стоит спорить. Судя по всему, именно этим руководствовался в 1877 году Эдвард Мейбридж, английский и американский художник и фотограф, решивший «оживить» фотографии. Чтобы, так сказать, «видно» было как можно лучше.
По сути дела, Мейбридж задумал сделать первый фильм (тогда о кинематографе или мультипликации вообще никто ничего не знал), для чего попробовал разместить серию фотографий в одной последовательности, чтоб получить движущуюся картинку. Так появился зупраксископ – устройство «для просмотра движущихся картинок». Это стало вкладом Эдварда в развитие кинематографа, так как прибор по сути был предком кинетоскопа (он же кинетограф) Томаса Эдисона, фактически и ставшего первым кинопроектором.
Кинематограф во многом заимствовал из фотографии правила композиции, а также создания глубины и объёма. Этим утверждением как нельзя лучше характеризуется творчество знаменитого кинорежиссёра Стэнли Кубрика, в чьих фильмах не раз отмечалась уникальная и запоминающаяся постановка кадра. И неспроста: свой стиль Кубрик начал создавать ещё в детстве, увлёкшись…фотографией.
Через хобби к успеху
Первый фотоаппарат юному Стэнли подарил отец. Это был простенький Graflex. Желал чем-нибудь порадовать сына, а заодно попытаться пробудить его творческие способности. Первая попытка стала удачной – Кубрик не на шутку увлёкся фотоискусством.
В школе Стэнли вступил в клуб фотографов-любителей. А когда стал искать авторитетов, на которых мог бы равняться, то таковым стал фотограф Артур Феллиг, носящий псевдоним Виджи. Снимал он места преступлений. Кстати, любопытный факт – представлял ли Стэнли, что через много лет его кумир станет помогать ему на съёмках его фильма «Доктор Стрейнджлав»?
Когда Стэнли исполнилось 16, то его фотографию напечатали в журнале Look. На первой фотографии Кубрика в Look был угрюмый продавец газет на следующий день после смерти президента Франклина Д. Рузвельта в 1945 году.
Это был шаг первый. Шаг второй – после окончания школы Кубрика взяли в штат журнала. Оставалось одно: учиться, учиться и ещё раз учиться, работая бок о бок с профессионалами своего дела.
Манхэттенский офис Look действительно оказался его колледжем, его редакторы и коллеги-фотографы — его профессорами, а Нью-Йорк — его областью обучения. В журнале Стэнли проработал 5 лет.
Молодой новатор
В Look Кубрик овладел навыками кадрирования, композиции и постановки света. Интересно, что в журнале на тот момент, если речь шла о фотоснимках, во главу угла ставилась простота и естественность освещения. Кубрик же, напротив, создавал снимки в мрачном стиле, отсылающем к такому жанру голливудских фильмов, как «нуар».
7 января 1947 года молодой фотокорреспондент сделал для журнала расширенное задание – «Жизнь и любовь в нью-йоркском метро» было опубликовано два месяца спустя. Это заложило фирменный стиль Стэнли Кубрика, именно как фотокорреспондента: «рассказывание историй через серию фото».
Осенью того же 1947 года Кубрик начал работать над более обширными сюжетными заданиями. К 1949 году среди список выполненных проектов Стэнли варьировался от причудливых историй под общим посылом «только в Нью-Йорке», посвящённым самым разным вещам – инновационный полицейский грузовик, городские собаки, простые прохожие, знаменитости… Создавая снимки, Кубрик придерживался простого, но крайне актуального для фотографа правила: интереснее фиксировать на плёнку спонтанное действие, а не тщательно выверенную готовую картинку. Это, по его мнению, куда лучше отражает актуальность и выразительность фотографии, её ценность с точки зрения искусства.
В центре – человек
Какие же «истории» через фотографии, как не истории о людях, о человеческих отношениях? Это стало для Кубрика ещё одним направлением профессионального совершенствования. Памятуя о красоте «спонтанного действия», Стэнли частенько ловил на фото ничего не подозревающих людей, которые к тому, что их снимают, были либо не готовы, либо вовсе не замечали фотокамеры.
Знаменитых людей он тоже старался снимать вне официозной обстановки, подчас в неожиданных местах и ракурсах. Вот, к примеру, фото боксёра Рокки Грациано…
Рассказываемые Кубриком «истории о людях» в сумме составили одну большую историю города – послевоенного Нью-Йорка, начинавшего на тот момент становиться столицей мира. Это был город, которому всё время было тесно в узких рамках американского мегаполиса. Ощущение тесноты – творческой постепенно начал испытывать и сам Стэнли Кубрик. Вскоре он ушёл из журнала (в 1950 году) и стал снимать свои первые фильмы.
Это были короткометражки. Одним из первых фильмов, которые Стэнли снял, был тоже фильм о человеке. Об Уолтере Картье, профессиональном боксере, о котором Кубрик когда-то рассказывал в Look.
В 1953 году Кубрик снял свой первый полнометражный фильм «Страх и желание». Ну а свой большой прорыв в Голливуде он получил с фильмом «Убийство» в 1956 году. Окончательно же звездой его сделал фильм «Спартак» 1960-х годов. Блокбастер получил четыре премии «Оскар». За этим последовали некоторые из его самых знаковых фильмов, в том числе «Лолита» (1962), «Доктор Джонс». Стрейнджлав» (1964), «2001: Космическая одиссея» (1968) и «Заводной апельсин» (1972).
Но это уже, как говорится, совсем другая история!
добавлено: 27 мая 2024