Изменение крупности плана и панорамирование
Наезд и отъезд
Крупность плана позволяет оценить происходящее в кадре. Нужную крупность выбирают, располагая видеокамеру дальше или ближе от объекта съемки. Современные видеокамеры имеют объективы с переменным фокусным расстоянием (ZOOM). Это очень удобно, так как переменный фокус позволяет изменять крупность плана, не сходя с места.
В кадре все, что отвлекает или мешает восприятию самого важного, следует отсекать, а оставлять следует только необходимое. Изменять крупность плана внутри одного кадра можно двумя способами: перемещая во время съемки видеокамеру или используя ZOOM. Изменение крупности придает съемке динамичность. Перемещать камеру в пространстве технически не просто и не всегда возможно, поэтому применяется ZOOM. Необходимо только помнить, что ZOOM меняет угол зрения, что может менять восприятие. Изменение плана от общего к крупному называется «наезд», в обратную сторону - «отъезд». «Наезд» имеет ясную смысловую нагрузку — это конкретизация происходящего, это переход к описанию деталей. «Отъезд» имеет обратную смысловую нагрузку — это обобщение, это охват картины в целом.
Панорама
Под панорамой подразумевается поворот или наклон видеокамеры для изменения направления взгляда. Различают три вида панорам:
- обзорная панорама,
- панорамирование вслед за движущимися объектом,
- быстрая смена направления видеосъемки.
Любая панорама должна начинаться и заканчиваться остановкой камеры. Это связано с особенностями монтажа панорамы с неподвижным планом. Оказывается, статичные планы легко монтируются между собой в отличие от движущихся кадров.
Можно подстраховаться и снять «разрезной» план — это разновидность панорамы в один непрерывный кадр, начинающейся со статичного плана (длительностью 6 сек.), затем следует панорама и все заканчивается опять статичным планом (не менее 6 сек.). Если в дальнейшем при монтаже панорама вдруг окажется не нужной, то ее можно будет просто вырезать, а в остатке еще останется два полноценных статичных плана (начальный и конечный).
Панорама фактически является своеобразным междуплановым монтажом, она осуществляет прямую связь между начальным и конечным кадрами. Панорама точно передает масштаб события, объединяя воедино время и место действия. Монтаж расчленяет единое пространство и течение времени. Начальный и конечный статичные планы панорамы всегда должны быть выстроены композиционно. Необходимо четко представлять начало и конец панорамы. Профессиональный оператор обязательно сначала отрепетирует путь и скорость движения видеокамеры и только потом начинает снимать. Обязательно движение камеры при съемке панорамы должно быть максимально равномерным и плавным. Представьте, как скользил бы взгляд зрителя, если бы он рассматривал данную сцену по запланированной траектории.
Панорама будет убедительной и обоснованной, а смотреться более органично, если в кадре будет находиться движущийся объект и камера, следую за ним, перенесет взгляд зрителя в новое место. При остановке камеры на конечном плане объект больше не сопровождать не нужно, объект следует выпустить из кадра. Можно панораму совместить с «наездом» или «отъездом». Но тогда следует обеспечить синхронность исполнения, чтобы это совмещение было естественным.
Иногда используют панораму, при которой камера перемещается настолько быстро, что все между начальным и конечным планами промелькнёт настолько быстро, что смотрится смазанным и неразличимым. Такую панораму называют «перебросом». Здесь важно показать, что начальный и конечный планы панорамы тесно связаны между собой, поскольку события на планах происходят в одном месте и последовательно. Такой технический прием, когда используется «переброс» с одного плана на другой, применяется, чтобы подчеркнуть одновременность происходящего, несмотря на то, что реальные события, происходящие в кадрах, могут происходить в резное время и месте.
В репортажных съемках, где развитие событий непредсказуемо, чаще применяют панораму справа налево. Оператор наблюдает за несколькими событиями, правым глазом через видоискатель он фиксирует главное, а левым наблюдает за всем происходящим вокруг. И если он посчитает, что событие, происходящее рядом, более значимо, то сможет, используя панораму, перейти к другому событию.
Любые технические приемы, как-то «наезд», «отъезд» или панорама всегда должны применяться обоснованно по смыслу и не затягиваться по длительности. Медленные или длительные панорамы плохо стыкуются с динамичными эпизодами. Если в кадре не происходить что-то внезапное и важное, то лучше не делать не продуманную и не отрепетированную панораму. Лучше снять несколько статичных, хорошо выстроенных композиционно планов и последовательно их показать зрителю. Не злоупотребляйте панорамами, отъездами-наездами, это запросто может вызвать раздражение зрителя.
Текст: Стас Алферов, добавлено: 10 сентября 2012