Главная Фотогалерея Свадьбы Новости Услуги и цены Контакты

Реклама

Мода и Стиль

Изменение крупности плана и панорамирование

Наезд и отъезд

Крупность плана позволяет оценить происходящее в кадре. Нужную крупность выбирают, располагая видеокамеру дальше или ближе от объекта съемки. Современные видеокамеры имеют объективы с переменным фокусным расстоянием (ZOOM). Это очень удобно, так как переменный фокус позволяет изменять крупность плана, не сходя с места.

В кадре все, что отвлекает или мешает восприятию самого важного, следует отсекать, а оставлять следует только необходимое. Изменять крупность плана внутри одного кадра можно двумя способами:  перемещая во время съемки видеокамеру или используя ZOOM. Изменение крупности придает съемке динамичность. Перемещать камеру в пространстве технически не просто и не всегда возможно, поэтому применяется ZOOM. Необходимо только помнить, что ZOOM меняет угол зрения, что может менять восприятие. Изменение плана от общего к крупному называется «наезд», в обратную сторону - «отъезд». «Наезд» имеет ясную смысловую нагрузку — это конкретизация происходящего, это переход к описанию деталей. «Отъезд» имеет обратную смысловую нагрузку — это обобщение, это охват картины в целом.

Панорама

Под панорамой подразумевается поворот или наклон видеокамеры для изменения направления взгляда. Различают три вида панорам:

  • обзорная панорама,
  • панорамирование вслед за движущимися объектом,
  • быстрая смена направления видеосъемки.

Любая панорама должна начинаться и заканчиваться остановкой камеры. Это связано с особенностями монтажа панорамы с неподвижным планом. Оказывается, статичные планы легко монтируются между собой в отличие от движущихся кадров.

Можно подстраховаться и снять «разрезной» план — это разновидность панорамы в один непрерывный кадр, начинающейся со статичного плана (длительностью 6 сек.), затем следует панорама и все заканчивается опять статичным планом (не менее 6 сек.). Если в дальнейшем при монтаже панорама вдруг окажется не нужной, то ее можно будет просто вырезать, а в остатке еще останется  два полноценных статичных плана (начальный и конечный).

Панорама фактически является своеобразным междуплановым монтажом, она  осуществляет прямую связь между начальным и конечным кадрами. Панорама точно передает масштаб события, объединяя воедино время и место действия. Монтаж расчленяет единое пространство и течение времени. Начальный и конечный статичные планы панорамы всегда должны быть выстроены композиционно. Необходимо четко представлять начало и конец панорамы. Профессиональный оператор обязательно сначала отрепетирует путь и скорость движения видеокамеры и только потом начинает снимать. Обязательно движение камеры при съемке панорамы должно быть максимально равномерным и плавным. Представьте, как скользил бы взгляд зрителя, если бы он рассматривал данную сцену по запланированной траектории.

Панорама будет убедительной и обоснованной, а  смотреться более органично, если в кадре будет находиться  движущийся объект и камера, следую за ним, перенесет взгляд зрителя в новое место. При остановке камеры на конечном плане объект больше не сопровождать не нужно, объект следует выпустить из кадра. Можно панораму совместить с «наездом» или «отъездом». Но тогда следует обеспечить синхронность исполнения, чтобы это совмещение было естественным.

Иногда используют панораму, при которой камера перемещается настолько быстро, что все между начальным и конечным планами промелькнёт настолько быстро, что смотрится смазанным и неразличимым. Такую панораму называют «перебросом». Здесь важно показать, что начальный и конечный планы панорамы тесно связаны между собой, поскольку события на планах происходят в одном месте и последовательно. Такой технический прием, когда используется  «переброс» с одного плана на другой, применяется, чтобы подчеркнуть одновременность происходящего, несмотря на то, что реальные события, происходящие в кадрах, могут происходить в резное время и   месте.

В репортажных съемках, где развитие событий непредсказуемо, чаще применяют панораму справа налево. Оператор наблюдает за несколькими событиями, правым глазом через видоискатель он фиксирует главное, а левым наблюдает за всем происходящим вокруг. И если он посчитает, что событие, происходящее рядом, более значимо, то сможет, используя панораму, перейти к другому событию.

Любые технические приемы, как-то «наезд», «отъезд» или панорама всегда должны применяться обоснованно по смыслу и не затягиваться по длительности. Медленные или длительные панорамы плохо стыкуются с динамичными эпизодами. Если в кадре не происходить что-то внезапное и важное, то лучше не делать не продуманную и не отрепетированную панораму. Лучше  снять несколько статичных, хорошо выстроенных  композиционно планов и последовательно их показать зрителю. Не злоупотребляйте панорамами, отъездами-наездами, это запросто может вызвать раздражение зрителя.  

Текст: Стас Алферов, добавлено: 10 сентября 2012

Партнеры

 
Фотохудожник Олег Ванилар
 

Яндекс.Метрика