Фотограф Эллиотт Эрвитт
Семидесятые годы Эрвитт посвятил съёмке документальных фильмов и писательскому творчеству. На свет появились фильмы: Красная белая и голубая трава (1973), Стеклодувы сердца, Афганистан (1977). Из известных книг: Сукин сын (1974), Личные экспозиции (1988), Пляж (1991), Собаки, Собаки (1999), Защелки (2001).
Эрвитт считает, что для получения эмоционально окрашенного снимка, не нужно долго размышлять, а надо внимательно смотреть вокруг и быть готовым сделать щелчок затвором фотоаппарата. Для получения уникальных фото, с идеальными композициями, нужно лишь стечение обстоятельств. Фотографии Эрвитта существенно отличаются от произведений других авторов обязательным наличием фиксации забавного момента из реальной жизни. Его фотоработы предлагают смотреть на мир внимательнее, чтобы замечать в серьезном его противоположность.
Суть искусства по Эллиотту, заключается во внутренней чувствительности, без внешнего плача, внутренней забавности, без громкого смеха, разумности без очевидного раздумывания.
Всемирную славу приобрел снимок Хрущева и Никсона в Москве, сделанный в 1959 году. На нем видно, что Никсон запальчиво спорит с Хрущевым. Когда спрашивали автора кого тот не любил больше, Никсона или Хрущева? Фотограф затруднялся ответить. Хрущев был воплощением вульгарности, но этого из фотографии не видно.
Разумеется, такой кадр был сразу замечен, как и множество других: Белый/Цветной (1950), Отражение поцелуя (1955) или Жаклин Кеннеди на кладбище (1963), Прыгающая болонка (1968), - последнее время фотограф специализировался на съемке собак как экспрессивных, существ которых он считал своими меньшими братьями.
Животные, люди, сцены, жесты – во всем сквозит ирония и юмор. Эллиотт никогда объяснял свои произведения, а просто указывал дату и место съемки.
Однажды фотограф наблюдал за поведением посетителей одной из своих выставок проходившей одном из крупных выставочных центров с множеством интересных залов. Пробегая через зал Эллиотта, они неожиданно останавливались и шли назад — что-то, цепляло их внимание. Как только они возвращались, то сразу принимались хохотать, поглядывая на фотографии с большим интересом, что было наилучшей наградой для маэстро.
С прошедшие с тех пор годы легендарный фотограф продолжает оставаться всё тем же внимательным человеком, всецело увлеченным творческой работой. Он продолжает видеть главное в картинах рисуемых временем, ситуациями, обстоятельствами и запечатлевать фотографически. Всегда нелишне напомнить всем что на спектакль жизни полезно смотреть с улыбкой.
Фотоработы Эллиотта Эрвитта можно встретить как в частных коллекциях так и на экспозициях многих стран мира, среди которых наиболее крупными являются Нью-Йоркский Музей современного искусства; Чикагский Художественный институт, Вашингтонский Смитсонианский институт.
Текст: Василий Чапов, добавлено: 25 сентября 2014