Фотограф Александр Авалов
Творческая биография Александра Авалова началась в городе Баку. В 14 лет Саша впервые взял в руки фотоаппарат и сфотографировал своих соседей по дому. Однако больше всего его привлекли "соседи" пернатые и четвероногие, жившие тут же во дворе и на прилегающих улицах. Любимыми натурами увлеченного подростка стали самые обыкновенные сизари и горлицы.
В 17 лет Авалов со своим фотоаппаратом уже проходит много километров по побережью Каспия в поисках удачного кадра: чайки в полете, кормление птенцов, "выяснение отношений" между соседями. Его видение через объектив подробностей жизни чаек привело к публичному успеху: в 1971 году его фотографии птиц появляются в газете "Бакинский рабочий".
Затем начинаются путешествия и охота с фотоаппаратом в Хосровском и Закатальском заповедниках. Там "охотник" снимает птенца черного грифа, горных завирушек и других обитателей заповедников, запечатлевает на пленке ландшафты Восточного Закавказья.
Особенно удались ему сюжеты из жизни белого аиста и ушастой совы. Великолепная фотография гнезда белого аиста с пятью птенцами, устроенного на двенадцатиметровой опоре линии электропередачи, была сделана с помощью дистанционного управления фотоаппаратом ХАССЕЛЬБЛАД. Журнал "Soviet Land", издававшийся в те годы в Агентстве Печати "Новости", публикует фотоочерки Авалова, которые знакомят зарубежных читателей с природой Азербайджана, Армении и Грузии.
На 2 года его любимый юг оказывается далеко за тысячи километров, а фотографии матроса А.Авалова печатает газета "На страже Заполярья". Именно там, в Мурманске и Североморске, он проходит службу в морской пехоте.
Александр, наверное, и не предполагал, придя впервые в 1975 году на съемку в Бакинский зоопарк, что свяжет свое дальнейшее творчество с жизнью животных – обитателей вольер, загонов и клеток. Именно в зоопарках фотографа стала привлекать "личность" животного, которая лучше всего может быть выражена в портрете. В Ереванском зоопарке эта погоня за личностью зебры чуть было не закончилась для него большими неприятностями. Видимо, зебре не понравился обращенный к ней блестящий большой глаз на трех копытах. Схватив тяжелую треногу с фотоаппаратом, пришлось незадачливому портретисту уносить ноги, прыгая через ров. Ну а зебра осталась в коллекции портретов Авалова. Так возникла великолепная галерея портретов животных, которая наконец-то выставлена на всеобщее обозрение. Кроме этого фотографа начинает интересовать женский портрет в черно-белой гамме и съемка цветочных композиций, которые составляет он сам и природа.
В 1983 году Александр Авалов становится членом Союза журналистов, и одновременно осуществляется его заветная мечта – в подарок от мамы он получает фотоаппарат ХАССЕЛЬБЛАД, которым он работает и по сей день.
В 1989 году Александр Авалов приезжает в Москву и с тех пор является штатным фотографом Московского зоопарка. Но еще раньше, до переезда, он сотрудничает с издательством "Планета" и выпускает наряду с серией открыток "Бабочки Закавказья" серию "Птицы Московского зоопарка", так что с обитателями зоопарка Александр Авалов был знаком не понаслышке.
И вот через двенадцать лет работы эта выставка – отчет о труде фотографа-анималиста. Конечно, здесь представлены не все работы автора. Есть еще фотохроника жизни зоопарка за эти годы, где в сотнях фотографий отражены все этапы его реконструкции. Кроме того, фото животных в календарях, на разнообразных открытках и, естественно, журналах: "В мире животных", "Юный натуралист", "Свирель" и многих других.
Кажется просто снимать животных в зоопарке. Но на самом деле это очень непросто. Вот что вспоминал автор, глядя на портрет ягуара, обхватившего лапой дерево. Четыре дня по 8 часов кряду караулил он зверя, сделал множество кадров, чтобы получить вот этот единственный снимок, который вы видите здесь на выставке.
Саша поделился со мной своими дальнейшими планами – издать большой фотоальбом портретов животных, устроить смешанную выставку своего творчества, где, кроме уже виденных вами сейчас фотографий, будут еще женские портреты, композиции цветов и пейзажи.
Николай ДРОЗДОВ